Молчание «ТВ-ягнят». Телевизионщики Сургута закрыли доступ к эфиру

+ 1
+ 0

До 9 января средства массовой информации Сургута должны были опубликовать расценки на производство и размещение политической рекламы, чтобы на законных основаниях предоставлять газетные площади, теле- и радиоэфир кандидатам в депутаты окружной думы.

Три телекомпании, вещающие на Сургут и район:
«СургутИнформТВ», (генеральный директор Игорь Ярош), «СургутИнтерНовости» (президент Сергей Катаев) и «Север» (генеральный директор Роман Саламатов) — прайс-листов миру не явили. Сознательно. И это означает, что кандидаты в депутаты даже за деньги из своих фондов не смогут выступить по телевизору, рассказать избирателям о своих предвыборных программах. Местный телевизионный эфир закрыт, чего в новейший истории России еще не было.

Версии

Почему коммерческие предприятия не захотели участвовать в выборах, отказались от плывущего в руки самого большого за последние пять лет и, главное, законного заработка? Попробуем ответить на этот вопрос.
Первая версия благородного происхождения — ПРОТЕСТНАЯ. Не хотят руководители сургутских телекомпаний ввязываться в эту драку, в эти грязные игры политтехнологов, не верят в то, что выборы будут настоящими, поэтому и решили понаблюдать за всем со стороны.
Так-то оно так, но уж больно благолепной получается картинка. Не столь хороши финансовые дела телекомпаний на сегодняшний день, чтобы взять и отказаться от миллионов рублей — значительной, а для некоторых, возможно, и спасительной части годового бюджета. А как же люди? Журналисты, операторы, монтажеры, надеявшиеся поправить свое материальное положение? Как избиратели, которые газет практически не читают, почти все новые знания получают из телевизора? Как вообще с главной функцией СМИ — предоставлением оперативной и достоверной информации, объясняющей, что происходит и почему?
Благородная версия не выдерживает критики еще и потому, что некоторые расценки — на производство и прокат радиопродукции, например, — телерадиокомпании все-таки опубликовали.
Вторая версия сугубо меркантильная — КУПИЛИ. Правящая партия в дискуссиях, в прямых телевизионных эфирах по понятным причинам (главная — сказать нечего) не участвует, к тому же переживает сегодня далеко не лучшие времена. Страх сковал члены. Страх из-за отчетливо проглядывающего поражения, страх перед конструктивной и справедливой критикой, страх перед любым словом, сказанным искренне и честно. Этот страх, особенно после событий на Манежной площади и у нас в Радужном, настолько велик, что, похоже, годятся любые методы обработки электората — включая негласный запрет на появление в телеэфире кого бы то ни было, кто имеет собственное мнение, может дать собственную оценку политической и экономической ситуации в стране, регионе, городе.
Меркантильная версия критику выдерживает. В государстве, где успех меряется исключительно деньгами, купить можно что угодно. В нашем случае товаром является молчание, а оно, как известно, золото.
Эта же версия косвенно подтверждается и фактом участия в местных выборах руководителей двух телекомпаний. Беспартийные Игорь Ярош и Сергей Катаев почему-то согласились стать кандидатами от партии «Единая Россия».
Круг, как говорится, замкнулся. Впереди только благие вести из одного лагеря, наподобие репортажей о заныривании партийных бонз в прорубь в праздник Богоявления с целью «укрепления ясности мысли». К черту этические нормы и эти стыдливые, пустые разговоры о том, что общение с Богом — дело интимное, глубоко личное! Вчерашний комсомолец и коммунист, а сегодня единоросс, одетый в белую рубаху ниже колен, ныряет публично, перед камерами, чтобы акт омовения видели все. Очень хочется остаться у власти.
Третья версия, пожалуй, самая гадкая — ПРИКАЗАЛИ. То есть серьезного торга не было. И денег больших никто не обещал, а если и обещали что-то, то, как всегда, без гарантий и авансов. Скорее всего, дело было так. Позвонили и сказали: «Нам кажется интересным и продуктивным вариант, когда ваша компания откажется от предоставления кандидатам эфирного времени. Думаем, что вы догадываетесь почему. Не нужно лишний раз будоражить общественное мнение, выборы и без того слишком политизированы. Вы знаете наши проблемы, мы знаем ваши не хуже вас самих. Не будем усложнять ситуацию. Вы согласны? Ну вот и хорошо. Об остальном поговорим позже». Короткие гудки.
Теперь поставьте себя на место руководителя СМИ, который услышал это предложение-приказ от какого-нибудь серьезного дяди? Какое решение примете? Ярош, Катаев и Саламатов, может быть, и повыпендривались для виду, но решение приняли «правильное» — согласились.
Самая большая гадость этой истории — не отказ телекомпаний от полноценного освещения выборов в интересах избирателей. В лице телекомпаний, пардон, за грубое выражение, нагнули Сургут. Полгода назад это невозможно было представить.

Ворон ворону глаз
не выклюет

Как на самом деле складывались обстоятельства — неизвестно. Когда-нибудь мы это узнаем, ведь все тайное становится явным и объяснимым. Не объяснить лишь позицию руководителей «СургутИнформТВ» и «СургутИнтерНовости», баллотирующихся в Думу Сургута по списку «Единой России». Ничто ведь не мешало стать самовыдвиженцами и не ставить под удар репутацию компании как средства массовой информации, а значит, и репутацию коллектива. Вы скажете, что эти вещи не обязательно взаимосвязаны? Конечно, не обязательно. Но посмотрим телевизор. У вас остаются какие-либо сомнения? Вы видите на местных каналах критику партии власти, то, что все-таки можно было увидеть три месяца назад? Может быть, вы видите Анатолия Ваца или Валерию Пахтаеву, которых раньше можно было увидеть каждую неделю? Присмотритесь.

Оптимистичное

Нам ли быть в печали?! Может, и хорошо, что все так лояльно-преданно получается, как будто и нет у нас никаких проблем? Может, к лучшему? Ну не увидим мы, как люди известные и уважаемые преподносят желаемое за действительное, как тужатся-пыжатся, пытаясь совершенно искренне сказать неправду, как тщательно подбирают хвалебные слова о деятельности президента, губернатора, главы. Ну не смогут они соврать лицом и не предоставят нам возможности не поверить им. Ну не узнаем мы чего-то нового, разоблачительного. Так разве это плохо? Меньше знаешь — крепче спишь. Хорошо выспался — градус настроения повышается.
И вот проснешься утром 13 марта, бодрый, беспечный и не насыщенный знанием, и пойдешь на избирательный участок. Из любопытства или потому что хорошо выспался. Глядишь, так и явка поднимется. В телевизоре смотреть нечего — можно и на выборы сходить. Отчего же не сходить?


Вадим БРУСИЛОВ

Назад

Добавить комментарий



Обновить